Дворцы твои хранят молчанье,
Позволь мне с ними помолчать.
Ряды колонн стоят печально —
Позволь лишь рядом постоять.

Мне трудно было отдать первоочередное предпочтение для посещения какого-либо дворца в Санкт-Петербурге. Ведь Петербург – это город дворцов.

Никогда раньше не задумывалась над тем, что все они подразделяются на своеобразные «ранги»: Императорские, Великокняжеские, дворцы вельмож и известной аристократии (Воронцовых, Юсуповых, Шуваловых). Их количество, великолепие внешнего облика, роскошь интерьеров поражает воображение.

Одним из первых дворцов, который посетила, стал Юсуповский. Он оказался на набережной Мойки, недалеко от музея-квартиры А. Пушкина, где я побывала незадолго до этого.

Его внешний вид не произвел поначалу захватывающего впечатления, как Мраморный, Строгановский и Воронцовский. Обычное для Петербурга трехэтажное здание выполнено в строгом классическом стиле, ничем особо не выделяющееся на фоне остальных домов на набережной реки.

Таково моё мнение было лишь до того момента, пока не переступила порог дворца. Перехватило дыхание, когда увидела роскошную Парадную лестницу – это не опишешь, это нужно видеть! За скромным фасадом открылось великолепие роскошных интерьеров.

Императорская гостиная… Белоколонный и Танцевальный залы… Ванная комната, выполненная в Римском стиле. Особенно поразил меня домашний театр – уменьшенная копия Мариинского.

Одна из комнат удивила необычным спецэффектом. Если найти на полу определенную точку, встать на неё и произнести еле слышным шепотом слово, то оно прозвучит так громко, будто его произнесли в микрофон.

Ещё большее впечатление на меня произвело трепетное отношение хозяев дома к своей родословной, отображенной в многочисленных портретах и семейных реликвиях. Именно тогда я впервые задумалась и о своем скромном генеалогическом древе.

О хозяйке этого дворца хочется сказать особо. Зинаида Николаевна Юсупова была необыкновенной женщиной своего времени: красива, умна, талантлива и скромна. Имея баснословные драгоценности, довольствовалась малым. Сам великий К. Станиславский приглашал её к себе в театр, а В. Серов любил рисовать её портреты.

Но всё же особую известность дворцу принесли не очарование хозяйки, не красота и роскошь интерьеров, а произошедшее здесь громкое преступление. В подвале Юсуповского дворца произошло убийство Г. Распутина. Причастность к этому делу имел молодой князь Феликс Юсупов.

Спускаясь на зеркальном лифте в подвал дома, старалась представить, какие чувства тогда испытывал каждый из участников этого события. Лифт необычный — имеет свою тайну: среди множества зеркал не так просто найти выход наружу.

Подвал, в который пришлось спускаться по узкой лестнице, произвёл мрачное впечатление. В полутемном помещении воссоздан момент ожидания Г. Распутина. Все участники, выполненные из восковых фигур, выглядят максимально реалистично.

После революции судьба Юсуповского дворца сложилась удачнее многих других. Он был передан педагогической интеллигенции и стал центром творческих встреч. Благодаря этому, дворец не эксплуатировался варварски и бездумно, как другие. Его залы и парадные смогли донести до наших дней почти первозданный дух прошлой эпохи.

После посещения именитых дворцов остаётся впечатление, что они продолжают хранить тайны своих прежних хозяев.

Еще по теме:

О, сколько в нем открытий чудных!..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Читайте также