Чудо взаимодействия пера с бумагой

Главное, что я испытала после прочтения новой книги Виктории Токаревой – это чувство светлой ностальгии по временам своей молодости. Её автобиографический сборник «Мои мужчины», куда вошли повесть, два рассказа и интервью, прочитала на одном дыхании.

Сразу нахлынули воспоминания о первом знакомстве с её творчеством, которое началось с короткого рассказа, опубликованного в журнале «Огонёк» в 1990 году. В нем писательница поделилась впечатлениями о своей первой поездке в Италию по приглашению знаменитого итальянского режиссера Федерико Феллини. Время, проведенное в Риме она назвала «Римскими каникулами».

В конце 80-х годов, кто помнит, огромное разнообразие публикаций в периодических журналах впечатляло. Но то,что я прочитала, удивительно отличалось от прочитанного ранее. Заворожил её краткий, оригинальный слог, юмор, самоирония и правдивое описание жизни.

Заинтересовавшись, я бросилась на поиски её книг, но книжные магазины в то время ещё не отвечали всем запросам читателей. Выручила меня подруга. Она нашла «вырывку» из журнала «Юность» с повестью «Я есть. Ты есть. Он есть». (Времена книжного дефицита научили пользоваться «вырывками» из периодических журналов).

Её трогательные рассказы и захватывающие очерки о жизни, о людях, о человеческих взаимоотношениях явились настоящим откровением. Не покидало чувство, что пишет она обо мне, о моих внутренних переживаниях и размышлениях.

В последующие годы собрала почти все её книги, к которым до сих пор хочется время от времени возвращаться. Мне даже не столь важно, о чем она пишет – важно как!

С замиранием сердца вспоминаю сейчас, как с подругами передавали её книги из рук в руки.Читали, обсуждали, смеялись. Жаль, что прошли эти прекрасные времена. Теперь уже читается совсем не так…

Я бесконечно влюблена в её безукоризненный стиль, и у меня такое впечатление, что Виктория Токарева относится к той редкой когорте писателей, которые увлекательно могут написать даже о телефонном справочнике.

В своих рассказах и повестях: «Сказать — не сказать», «День без вранья», «Можно и нельзя», «Ничего особенного», «Своя правда» она не открывает «америки». Умеет писать так, что её герои и обстоятельства их жизни кажутся давно знакомыми и близкими.

Глубокое отображение человеческих характеров, внутренних переживаний, психологических нюансов в её произведениях происходит, как объясняет она, благодаря удивительному взаимодействию пера с бумагой.

Многие её четкие и меткие выражения, как кладезь житейской мудрости, давно разобраны на цитаты:
«Дружба – понятие круглосуточное», «Выражение лица зависит от культуры. От количества прочитанных книг», «Самая большая ценность жизни – молодость», «Старость – это плата за жизнь», «Освободиться от страха – всё равно что сбросить мучительно тесную обувь», «Отсутствия счастья вредно для здоровья».

Юмор и самоирония свойственны не только для её героев, но и для неё самой. На вопрос: «Что Вам не хватает для полного счастья?», она отвечает: «Для полного счастья мне хватает всего, но есть лишнее – возраст и вес».

Несмотря на свои «излишества», Токарева продолжает писать очень талантливо. Убедилась в этом, прочитав её новую книгу. В ней она откровенно рассказывает о себе, о своем творческом пути и о мужчинах, которые сыграли большую роль в становлении её литературного таланта.

С. Михалкова, В. Войновича, Г. Данелия, К. Симонова, Ю. Нагибина и М. Горбачева она называет «архитекторами» своей жизни. «Встреча с ними была определяющей. Я могла бы и не распознать свои литературные способности. Работала бы учительницей пения… всю жизнь. Моё предназначение умирало бы во мне».

Случайная встреча с поэтом Сергеем Михалковым помогла ей понять истинное предназначение, набраться смелости и поступить во ВГИК, чтобы заниматься любимым делом.

«Данелия, — пишет Токарева, — открыл дверь в кино и ввел меня за руку». Благодаря тесному сотрудничеству с режиссером, вышли шесть фильмов по её сценариям, два из них, «Джентельмены удачи» и «Мимино», стали суперпопулярными.

Своей большой удачей писательница называет знакомство с Владимиром Войновичем, который её «втолкнул в литературу». Она считает, что он один из немногих нравственных идеалов, таких как Д.Лихачев, М.Ростропович, А.Сахаров. «Такие люди, — утверждает она, — разбивают тьму и указывают путь, как огонёк в ночном лесу. Становится понятно: куда идти, в какую сторону».

Лёгкий в общении, он вовремя подсказал ей стиль повествования: «Твоя сила в подробностях. Пиши подробнее». Не раз выражал восхищение её творчеством. «А это, — с благодарностью вспоминает автор, — в начале творческого пути необходимо больше, чем критика. Восхищение дает силы, уверенность в себе, определённую смелость».

«Книги, – пишет Токарева, — это слепок души». Произведения талантливых писателей вдохновляют её на написание своих книг, а её книга вдохновила меня на то, чтобы перечитать произведения талантливых писателей: В. Войновича, С. Довлатова и Ю. Нагибина.

Когда-то Юрий Нагибин написал предисловие к её первой книге: «Виктория Токарева смотрит на мир так, будто другие глаза его ещё не видели, будто ей дана возможность впервые обнаружить природу и суть вещей». Замечательные слова. Трудно к этому ещё что-либо добавить.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

About Author

About Author:

2 Comments

  1. Татьяна, Вы умница! Я Вами восхищаюсь, как и Викторией Токаревой! Спасибо!

    1. Евгения, огромное спасибо за комментарий! Ваше мнение для меня очень важно, приятно и необходимо.

Leave A Comment

Ваш адрес email не будет опубликован.

wp-puzzle.com logo